Интонация

Формирование интонационной выразительности реи у детей с речевой патологией

Только интонация убеждает
Дельфина де Жирарден

Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников с ОНР со стертой дизартрией.
При логопедическом обследовании ребенка обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи: 
- недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, "иссякающий", характерен узкий высотный диапазон голоса);
-нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);
-нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
-трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
-нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированный, растянутый) речи.



Работа над ритмом ведется в двух направлениях:

1. Восприятия и воспроизведения ритмических структур.
Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами. Определить сколько и какие удары были предъявлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами
При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания ударов и их серий воспроизвести услышанное, исключив зрительное восприятие
2. Работа над ритмикой слова
Работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков) В процессе работы детям предлагается проговаривать со­пряженно со взрослым, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.

Упражнения для освоения ритмики слова
- произнесение односложных слов: простых; со стечением согласных; в структуре нераспространенных предложений.
- произнесение пар слов с гласными [У], [Ы], [И], находящимися в ударной и безударной позиции:
слова с гласными в ударном и предударном сло­гах; слова с гласными в ударном и заударном слогах;
слова различной слоговой структуры и местом рас­положения гласного по отношению к ударению в слове.
- произнесение пар слов с гласными, находящимися в ударной или безударной позиции:
в первом предударном слоге; во втором предударном слоге; в других предударных слогах;
в заударном слоге; в различной структуре слов.
- произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:
с ударением на первом слоге; с ударением на одном из средних слогов; с ударением на конечном слоге;
в различных комбинациях по месту ударения.

Формирование темповой организации высказывания
Работа по развитию у дошкольников способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три этапа:
1. Развитие общих представлений о темпе речи.
2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи.
3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи:
а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с взрослым;
б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за взрослым;
в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.
Для решения этих задач предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:
- определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;
- определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);
- привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);
- привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.);
- определить подходящий для высказывания темп речи;
- заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;
- произнести по сигналу взрослого фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);
- разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;
- моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.

В тех случаях, когда у дошкольников в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, используются специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Основной прием работы — подражание темпу речи взрослого.

Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:
- повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за взрослым);
- самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу, отхлопыванием, ударами мяча и т. д.;
- ответы на вопросы взрослого — сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух — медленно и ритмично;
- медленное проговаривание сложных скороговорок (трудности проговаривания обеспечивают замедление темпа);
- проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т. д.;
- различные речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;
- использование инсценировок (применение кукол-персонажей также позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками);
- рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе (сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно; под удары метронома и без них).
Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений:
- повторение за взрослым фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за взрослым);
- самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома;
- проговаривание фраз под быструю музыку;
- заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе;
- заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок;
- использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов.

Работа по формированию интонаци­онной выразительности речи проводится поэтапно и в такой последовательности:
- от обобщенного представ­ления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;
- от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению инто­национной выразительностью в экспрессивной речи;
- от усвоения средств интонационного оформления на матери­але гласных к их освоению на более сложном речевом материале;
- от различения и усвоения повествователь­ной к вопросительной и восклицательной интонации.

I ЭТАП. Формирование представлений об интона­ционной выразительности в импрессивной речи

Коррекционная работа осуществляется в пяти направлениях
1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи
Цель: показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается измене­ниями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, по­могает выразить чувства.
В ходе работы дошкольникам предлагались небольшие по содержанию рассказы, которые педагог читал первый раз без интонационного оформления текста, второй - выразительно, с интонационным оформлением. Затем выяснялось, какое чтение больше понравилось и почему. Объяснял детям, что изменяя голос, можно передать вопрос, радость, угрозу, просьбу, приказ. Использовались игры на развитие выразительности движений и речи. В процессе игры дошкольники при помощи мимики и пантомимики изображают животных или персонажей сказки. Затем применяю игры в парах, когда один из детей показывает животное или персонаж сказки, а другой отгадывает, кто находится перед ним. Моделировались ситуации общения между участниками игры, предлагая детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т. д.).
В качестве речевого материала используются сказки о животных и стихи, знакомые детям.

 Применяются следующие виды заданий:
- узнать произведение по пантомимике; 
- продемонстрировать движением, мимикой свое понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки;
- выбрать одну или несколько иллюстраций событий сказки, соответствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента произведения; составить последовательность из картинок, иллюстрирующих сюжет и эмоциональное содержание событий сказки.

В дальнейшем опору на наглядное изображение заменяется использованием специальных символов. Детей знакомили с пиктограммами эмоций, которые они применяли в ходе выполнения следующих упражнений:
- подобрать к интонированной фразе соответствующую пиктограмму;
- подобрать пиктограмму к коротким рассказам, каждому из которых соответствует один тон высказывания или несколько, и другие задания. дошкольников. На основе коротких текстов дети должны были определить интонации предложений.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, сред­ствами ее выражения и способами обозначения.
Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и графическим обозначением. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
Взрослый говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка. Демонстрируется соот­ветствующая карточка со знаком и заучивается стихот­ворная строка.
Упражнения:
- выделить из текста повествовательные предло­жения, поднимая карточку с точкой;
- выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встре­тится в тексте.

Для успешного запоминания в упражнения были введены алгоритмы
В предложении о чем-то сообщается.
Голос — спокойный, немного понижается в конце.
Обозначение предложения — стрелочка вперед.
В конце предложения — гномик, который сидит.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, сред­ствами ее выражения и способами обозначения

Взрослый напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Взрослый задает вопрос. Затем предлагает сделать это де­тям. Далее логопед показывает, что в конце вопроси­тельного предложения голос повышается. Это повыше­ние голоса сопровождается соответствующим движени­ем руки и графическим обозначение
Для обозначения вопросительной интонации предлагается соот­ветствующая карточка со знаком и заучивается стихот­ворная строка.

Упражнения:
- выделить из текста вопросительные предло­жения, поднимая карточку с вопросительным знаком;
-  выложить столько фишек (записать столько точек), сколько вопросительных предложений встре­тится в тексте.

Алгоритм вопросительного предложения:
В предложении о чем-то спрашивается.
Голос — на «важном» слове повышается.
 Обозначение предложения — стрелочка вверх.
 В конце предложения — гномик, который удивляется.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, сред­ствами ее выражения и способами обозначения
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содер­жанию каждой картинки
Затем детям снова последовательно показываются картинки с заданием назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед спрашивает: «Как мы гово­рим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» Ло­гопед напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается. Изменение голоса при воспроиз­ведении восклицательной конструкции сопровождает­ся соответствующим движением руки и графическим изображением.
Затем детям предлагается придумать восклицатель­ные предложения. Для обозначения восклицательной интонации предлагается восклицательный знак. Заучивается стихотво­рение про восклицательный знак:

Упражнения:
- выделить из текста восклицательные предло­жения, поднимая карточку с восклицательным знаком;
-  выложить столько фишек (записать столько точек), сколько восклицательных предложений встре­тится в тексте.

Алгоритм восклицательного предложения:
В предложении — восклицание.
Голос — на «важном» слове повышается, затем немного понижается.
Обозначение предложения — стрелочка вверх-вниз.
В конце предложения — гномик, который радостно подпрыгивает.

5. Дифференциация интонационной структуры пред­ложений в импрессивной речи

Логопед напоминает детям о видах интонации и за­дает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматиче­скими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; по­вторяются стихотворения о вопросительном, восклица­тельном знаках, точке.

Упражнения:
 определить интонацию предложений и под­нять карточку с соответствующим грамматическим знаком.
 предлага­ется записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонацион­ного оформления.

II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:
- формирование различных интонационных струк­тур в экспрессивной речи;
- дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.
Формирование интонационной выразительности в эк­спрессивной речи осуществляется в такой последова­тельности:
- от усвоения средств интонационного офор­мления на материале слов (различной слоговой струк­туры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале;
- от овладения определенны­ми видами интонационных структур к их дифференци­рованному воспроизведению в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для фор­мирования интонационной выразительности в экспрес­сивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диа­пазона голоса, развития его гибкости, модуляции.

Упражнения для развития силы голоса

1. Удлинение произнесения звуков (при средней си­ле голоса)
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция — ше­пот — тихо — громко)
3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная артикуляция)
4. Ослабление голоса, но без паузы
5. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе
6. Усиление голоса с увеличением длительности звучания
7. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания
8. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса
9. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса
10. Называние дней недели с постепенным усилени­ем и последующим ослаблением силы голоса
11. «Эхо».
12. «Игра на пианино».
13. Проговаривание стихотворений с изменением си­лы голоса.

Упражнения для развития высоты голоса

Развитие высоты голоса осуществляется с помощью подражания звучанию различной высоты, а также дви­жений рук и графических изображений.
1. Повышение и понижение голоса при произнесе­нии гласных звуков.
2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и трех звуков.
3. Повышение и понижение голоса при произнесе­нии слогов.
4. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка,куклы).
5. «Ступеньки».
6. Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.
7. «Вопрос — ответ».
8. Пропевание знакомых мелодий без слов с изме­нением высоты голоса.
9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гу­си», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Работа по формированию интонационной вырази­тельности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

1.      Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения
Упражнения для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении
- отработка повествовательной конструкции с ин­тонационным центром в конце предложения;
- отработка повествовательной конструкции с пе­редвижением интонационного центра в неконечную по­зицию.

2. Работа над интонационной выразительностью воп­росительного предложения

В процессе работы детям показывается, что при вос­произведении вопросительной интонации голос резко по­вышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повы­шается и диапазон его увеличивается. Затем дети произ­носят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произ­носят самостоятельно предложенный речевой материал.
- отработка интонации вопросительного предложе­ния без вопросительного слова:
резкое повышение тона в односложном слове; в многосложном слове с ударением на среднем слоге;
 с ударением на первом слоге;  в многосложном слове с ударением на последнем слоге; выделение вопросительной интонацией слова в на­чале, середине и в конце предложения
- отработка интонации вопросительного предло­жения с вопросительным словом:
выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения; выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:
- закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоя­тельно).

3. Работа над интонацией восклицательного предло­жения
В процессе работы детям показывается, что при вос­клицательной интонации голос значительно повышает­ся на логически главном слове предложения, затем не­сколько понижается. Изменение голоса при воспроиз­ведении интонации восклицательного предложения со­провождается соответствующим движением руки и обо­значается графически.
- отработка интонации восклицательного предло­жения на материале междометий с использованием кар­тинок и стихов.
- отработка интонации восклицательного предло­жения, выражающей обращение, требование, восклица­ние (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).
- закрепление интонации восклицательного пред­ложения в стихах.
4. Дифференциация интонационных структур пред­ложений в экспрессивной речи
Эта работа проводится на материале считалок, диа­логов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, инто­нациям героев. Очень хорошо зарекомендовали себя в диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки мы просим детей пересказать текст, подражая голосам актеров. Различные виды театра (пальчиковые, настольные, Бибабо)
Работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников с речевой патологией должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду и должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителя, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад
Результатом работы в этом направлении является повышение познавательного интереса детей к играм – драматизациям, расширение речевого творчества воспитанников, в повышении уровня развития речи дошкольников, что выражается в ее интонационной выразительности, в умении произносить монологи и развернутые диалоги, составлять небольшие рассказы, сочинять сказки, подбирать рифмы, в обогащении словарного запаса детей, в умении детей раскрепощено держаться при выступлениях, выбирать средства выразительности (как одно из них – интонационную выразительность) для драматизаций и импровизаций, передавать с их помощью настроение, эмоциональное состояние, переживания персонажей.

Источники:

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 1973
  2. Артемов В.А. Психология речевой интонации. Интонация и просодия. М., 1976.
  3. Голубева Г.Г. Коррекция фонетической стороны речи у дошкольников. СПб., 2000
  4. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. М.: 2006
  5. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М., 1996.
  6. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М., 2009
  7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста СПб, 2000
  8. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи