Самоделкин

Игры своими руками

Не спешите покупать игры в магазинах, а попробуйте сделать их своими руками, это поможет Вам создать особый стиль игры.

Игра-тренажер "Азбука"
Цель: развивать у ребенка: зрительное восприятие; буквенный гнозис: объем зрительной памяти; пространственное восприятие и представления: операции зрительного анализа и синтеза.

 

Данное пособие состоит из игровых заданий, тренажеров. С целью многофункциональности и мобильности пособия - карточки, конверты с заданиями были сделаны на липучках и кольцах, которые можно легко снимать и выборочно применять в различных видах деятельности. А также это пособие можно дополнять, изменять новыми играми, тренажерами привлекая детей и родителей.

Игровые задания и упражнения

1.     «Азбука в картинках-ассоциациях» - нахождение сходства графического изображения буквы с

каким либо предметом

Для того чтобы ребенок легче запоминал букву, полезно сравнивать буквы с разными предметами из окружающей обстановки. Возникновение ярких ассоциативных связей  позволяет увеличить скорость запоминания, объем памяти. Работая с этими карточками, ребенок чётко выделяет первый звук и видит образ-ассоциацию с единственным смыслом. Д – дом, Г - гусь

Как вариант игры, детям можно предложить самим придумать на что похожа буква иди дорисовать букву до предмета

2.     «Пальчиковая азбука» - это система изображений букв русского алфавита с помощью

пальцев рук.

Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий:

- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;

- сравнение пальчиковой буквы с образцом;

- предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца;

- предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;

- рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по возможностям и уровню развития воображения);

- отгадывание буквы, построенной другим ребенком.

3.     «Шершавый алфавит» основан на тактильном восприятии предметов.

Для этих целей полезно использовать тактильные карточки на липучках, на которых буквы выполнены из различных неорганических материалов. Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно опознавать «наждачные» буквы. Ощупывая буквы, ребенок уже начинает писать, а точнее осваивает заданные движения. Эти движение руки как бы «отпечатывается» в голове ребенка. К сенсорному восприятию добавляется визуальное (ребенок видит букву). Плюс к этому педагог буквы проговаривает, так что ребенок воспринимает их и на слух.

4.     «Конструктор букв» - конструирование и реконструирование букв из элементов.

Все буквы печатного алфавита можно составить из шести элементов, произведенных от двух основных элементов - полосы и круга. Размерность этих элементов меняется: полоса, половина полосы, круг, малый круг, половина большого круга, маленькая половина круга.

Усвоения графемы с помощью конструктора включает следующие виды заданий:

- конструировать заданную букву из составляющих элементов (части одной буквы; части одной буквы + одну часть от другой буквы);

- дополнить недостающий элемент буквы по представлению;

- реконструировать букву, добавляя элемент;

- определить различие сходных букв, отличающихся одним элементов;

- показать буквы, состоящие из определённого количества элементов.

5.     «Найди и узнай» - узнавание и дифференциация смешиваемых букв

По мере накопления в арсенале детей букв алфавита включаются задания на дифференцировку оптически сходных букв. Детям предлагаются карточки с заданиями:

- узнать буквы, написанные пунктиром, с недописанным элементом;

- показать правильную букву среди предъявленных (с зеркальным эффектом);

- узнать буквы, наложенные друг на друга;

- предлагается узнать букву по фрагментарному изображению.

- показать определенную букву в азбуках с разным шрифтом.

- предлагается узнать букву на листе с шумовым эффектом. 


Игра "Азбука из крышек"
Цель: закреплять изученные ранее буквы; совершенствовать навыки различения звуков:  гласных - согласных, твердых - мягких; учить составлять из букв слоги, слова; формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы




Игра "Кто в домике живет?"

Цель:

Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Игровой материал:

1. Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с четырьмя окошками. На чердачном окошке – буква.

2. Предметные картинки

Ход игры

Каждый играющий получает домик. Педагог берет картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить.





Игра "Ромашка"

Цель:

Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, определять позицию звука в слове

Игровой материал:

1.     Четыре карточки (А-4) синего и зеленого цвета с изображением ромашки из 8 лепестков. По 4 лепестка на каждую карточку.

2.     Предметные картинки в форме лепестков.

Ход игры

Педагог предлагает детям собрать ромашку. Необходимо подобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук и разместить их на нужное поле (картинки в названиях которых, есть мягкий заданный звук на зеленое поле, с твердым звуком на - синее поле). Определить позицию звука в слове.





Игра "Включи телевизор"

Цель:

Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в соответствии слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов.

Игровой материал:

1.     Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа – изображение телевизора; за экраном – карман

2.     Предметные картинки и карточки с буквами

3.     Картинки для телевизора

Ход игры

Педагог выставляет в верхний кармашек предметные картинки, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков. Затем демонстрируется картинка на экране телевизора.





Игра "Звуковые часы"

Цель:

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух

Игровой материал:

1.     Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов. На диск прикреплена двойная стрелка.

2.     Предметные картинки

Ход игры

Каждый играющий получает по 1-2 картинки. Педагог устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную.





Игра "Найди пару"

Цель:

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух

Игровой материал:

Бумажное полотно (А-4) с тремя парами карманчиков для картинок (липучки), предметные картинки.

Ход игры

Педагог называет картинку, а ребенок подбирает другую, отличающуюся одним звуком. Подобрав слово, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различия. Обе картинки раскладываются по парным кармашкам.






Игра "Звуковая семейка"
Цель: развитие слухового внимания




Игра "Составь слово"
Цель: чтение, формировать навыки преобразования слов с помощью замены букв, слогов 


                  


Игра-тренажер "Окошечки"

Цель: составление слогов, слов, преобразование  слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы

                                  

Игра-тренажер "Собери букву"
Цель развитие буквенного гнозиса и пространственного праксиса; 
развитие мелкой моторики