Гимнастика для языка

Сказка о веселом язычке

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). (Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)
Выглянув он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка»)
Позагорал и опять спрятался в домик.
Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Маятников часов») Покачался-покачался и домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели») И он так же покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.
Язычок пошел гулять,
По ступенькам шагать.
Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. (Упражнение «Ступеньки»)
Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы») Чистил он их старательно, вычистил добела.
В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводиться новый многоэтажный дом.
Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)
Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать.
Спит Язычок, и снятся ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла-ла, ла-ла-ла…»
Вдруг услышал Язычок веселую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д – слышалось вокруг.
«Д-д-д», - повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик»)
Увидел Веселый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Травки поела – И снова за дело.
(После каждой строчки дети «дети цокают»


Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики
Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биознергопластика
Биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, по клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная, горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Таким образом биоэнергопластика:
·         оптимизирует психологическую базу речи;
·         улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
·         способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
·         позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый  сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.
Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.
Последний этап – заключительный.
Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики.


Упражнение «Заборчик
Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти. 
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Вышли утром мы во двор
И построили забор. 
Зубки сомкнуты сейчас, 
Получилось все у нас.
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз. На счет «один» пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Лягушки улыбаются»
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. 
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Превратили нас в лягушек – 
Дотянулись мы до ушек. 
Дотянулись, улыбнулись, 
А затем домой вернулись.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. 
Упражнение «Хобот слоненка»
Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Вытянул слоненок хобот, 
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком» сложили, 
Со слоненком подружились.
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Трубочка»
Цель: учить вытягивать губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении несколько секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Словно трубочка
У нас дудочка.
Подудим мы в дудочку,
Тянем губы трубочкой.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу (рис. 4, б). Удерживать в таком положении, не смыкая с большим пальцем, под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Лопаточка»
Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным. 
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. 
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Чищу зубы»
Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону. На счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем ротик полоскать
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» опустить кисть руки  вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх  или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Качели»
Цель: учить выполнять точные и ритмичные движения языком.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними и за нижними передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
На качелях мы качались, 
Высоко вверх поднимались, 
Вверх — вниз, вверх —вниз,
Очень крепко ты держись.
Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5.
Упражнение «Горка»
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперед. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. 
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах (рис. 10, б), удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Чашечка"
Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями. 
Язык широкий положи,
Его края приподними –
Получилась пиала,
Почти круглая она.
В рот её ты занеси
И края к зубам прижми.
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. 
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: учить выполнять круговые движения языком.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и расположить кончик языка в левом углу рта. Под счет от 1 до 6 облизать языком по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Выполнять круговые движения 4 раза. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Приготовили варенье
И пирог мы испекли.
Всех друзей на пир позвали
И вареньем угощали.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» повернуть кисть руки влево, затем под счет от 1 до 6 выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево — вверх — вправо — вниз. Выполнять круговые движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Грибок»
Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку. Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Вверх подняли язычок, 
Стал похож он на грибок. 
Мы подержим так немножко, 
А затем потянем ножку.
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Гармошка»
Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении. 
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком и присосать к небу. На счет «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от неба. При этом рот открыт, язык не опускается. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 6. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Раз, два, три, четыре — 
Ротик мы открыли шире. 
Три, четыре, пять, шесть — 
И у нас гармошка есть. 
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счет от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Иголочка»
Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Язычок наш. как иголку, 
Сделаем мы острым, тонким. 
Раз, два, три. четыре, пять, 
Нужно нам иглу убрать.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Индюк"
Цель: выработать умение производить движения языком по верхней губе.
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. 
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед— ; назад и произносить при этом «бл, бл, бл, бл».. Выполнять под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Рассердился наш индюк, 
Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора, 
Разбегайся, детвора! 
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Лошадка»
Цель: выработать умение ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку. 
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу. Под счет от 1 да 10 ритмично и сильно щелкать языком. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
К нам лошадка прискакала, 
Стук копыт мы услыхали, 
Вверх поднимем язычок 
И поскачем на лужок. 
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Маляр»
Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» широко открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» немного продвинуть язык по небу в направлении от зубов к горлу. Проводить языком по небу под счет от 1 до 4. На счет «пять» — вернуть язык в исходное положение. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Наведем порядок в доме 
И поможем маме. 
Кисточки возьмем мы в руки, 
Все покрасим сами. 
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.
Упражнение «Барабанщик»
Барабанщик очень занят,д-д, д-д-д.
Барабанщик барабанит:д-д, д-д-д.
Бей, руками помогай:д-д, д-д-д
Ритм ногами отбивай:д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане:д-д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет:д-д, д-д-д
Язык к верху поднимайся:д-д, д-д-д
смотри – с ритмом не сбивайся:д-д, д-д-д
Цель упражнения – укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем
языка вверх и умение делать кончик языка напряженным
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение.
Указательные пальцы рук вытянуты, а остальные сжаты в кулак. На счет «раз» приоткрыть рот. На счет «два» поднять язык к небу и «барабанить» по альвеолам, издавая звук д-д-д (количество звуков регулирует педагог). Должны быть только движения языка. Нижняя челюсть неподвижна.
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Во время произнесения звука д-д-д дети делают движения, имитирующие игру на барабане
Упражнение «Маятников часов»
Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.
Описание артикуляционного упражнения. 
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, по-очередно касаясь левого и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1 до 5. 
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Словно стрелочки часов, 
Двигаем мы язычком. 
Наши часики спешат, 
Язычку помочь хотят.
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо. Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.