Связная речь

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста


Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Существует два вида связной речи: диалогическая и монологическая.
Монологическая речь – более сложная форма связной речи. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа, монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.
Пересказ – связное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
Рассказ – это самостоятельно составленное, развернутое изложение какого-либо факта, события.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описание – это изложение характерных признаков какого-либо предмета или явления.
Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной
Какие недостатки характерны для детских рассказов?
1. Затрудняются выделить причинно-следственные связи и зависимости, существенные признаки предметов (часто называют лишь объекты или действия героев, перечисляют).
2.Многие высказывания непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок изложения.
3. Не знают, как начать и закончить рассказ. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения, заканчиваются на каком-то признаке или словом «все».
4. Высказывание – набор однословных, простых предложений, прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении подобрать необходимые слова, строить предложения.
5. В описаниях нет яркого четкого образа предметов.

 Какие требования предъявляет программа к качеству рассказа ребенка-дошкольника, поступающего в первый класс массовой школы?
Рассказ должен быть:
- достоверным (правильно отражать объективную действительность);
- логичным (мысли излагаются последовательно, ребенок строит небольшие суждения, умозаключения, выводы);
- правильно построен (композиционно оформлен);
- небольшим по объему, но содержательным (лаконично передавать наиболее существенное без излишней детализации);
- целенаправленным (не отвлекаться от заданной темы);
- завершенным (законченным);
- самостоятельным (в полном смысле монологом), излагаться живо, выразительно. 
Ребенок должен использовать точный, образный лексический материал).

Алгоритм пересказа
1. Организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа.
2. Уточнить значение отдельных слов , словосочетаний
3. Чтение текста (дважды, в медленном темпе).
4. Разбор содержания текста (вопросно-ответная форма).
Языковой (лексический) разбор текста.
Лексический разбор включает выделение из текста сравнение, определения, эпитеты, 
последовательность действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с ними.
5. Повторное чтении.
6. Пересказ содержания рассказа.
7. Последовательность приемов облегчающих пересказ.
- по фрагментам (сначала по одному, затем пересказ нескольких фрагментов и текста в целом);
- по плану-схеме (предварительно составленной);
- игры-инсценировки на сюжет пересказываемого произведения;
- упражнения на моделирования сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера);
- рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание);
- восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); восстановление нужной последовательности предложений;
- составление творческих пересказов – с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа от 1-го лица
8. Анализ рассказа (можно по магнитофонной записи). Обращается внимание на полноту и последовательность изложения, удачное употребление языковых средств образной выразительности (сравнение, определения, эпитеты), грамматическую правильность речи, проявление элементов творчества

 Алгоритм составления рассказа-описания.
1. Определение (название предмета)
2. Отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии, место произрастания.
3. Назначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.
В зависимости от особенностей предмета в схеме описания вводятся и другие элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей.
Приемы:
- игры упражнения «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
- составление описания предмета по собственному рисунку.

Алгоритм рассказа по картине 
1. Подготовка ребенка к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.);
2.  Разбор ее содержания;
3.  Обучение детей составлению рассказа
Приемы:
- придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия; придумывание названия к  каждому фрагменту, эпизоду;
- игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.;
- упражнение в составлении предложений по данному слову с учетом содержания картины;
- разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.);
- составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец взрослого);
- восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок;
- игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям взрослого ребенок восстанавливает содержание изображаемого по картине, но закрытого экраном фрагмента)
- образец рассказа взрослого по картине или ее части;
- наводящие вопросы, предваряющие план рассказа;
- составление рассказа по фрагментам картины;
- коллективное сочинение рассказа ребенка и взрослого.
Вначале ребенок упражняется в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам. В дальнейшем составление рассказа по подробному плану, предлагаемому взрослым.

Алгоритм рассказа по серии сюжетных картинок
1. Последовательный разбор каждой картинки серии (определение действий персонажей, уяснение связей между ними и существенные детали изображения);
2. Размещение картинок в нужном порядке. По вопросам взрослого определяется общее содержание изображенных событий.
3. Составление высказываний по каждой из последовательных картинок.
4. Составление рассказа по всей серии в целом.
В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию (по вопросам взрослого или данному образцу).

Алгоритм рассказа описания изображенного пейзажа
1. Назвать время года
2. Перечислить предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением;
3. Дать описание изображенных объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и др.)

Чем отличаются описание и рассказ?
1. Содержание сюжетного рассказа всегда динамично, а описание статично. Описание можно представить себе как фотографию предмета, явления в определенный момент времени.
2. Отсюда  различна структура. Так как в рассказе события развиваются во времени, то его общая схема такова: называется герой или герои, при необходимости, дается описание их внешнего вида, затем излагается первое событие – завязка, указывается, где и когда оно происходило, затем устанавливается временная или причинная связь между несколькими эпизодами, раскрывается кульминационный момент (если он имеет место), затем следует спад событий и развязка.
3. Описательному рассказу присуща своя структура: в начале его называется предмет или сообщается краткое содержание картины. Затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним.
4. Композиция рассказа и описания определяет языковые средства.
В рассказе действуют персонажи, может быть передан диалог, главное внимание уделяется фактам, поэтому монолог насыщен именами существительными, глаголами. 
В описании, как правило, нет действующих и нет прямой речи. Поэтому чаще последовательности с каким-нибудь героем.
используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения.
5. Описание не допускает смешение двух времен (настоящего и будущего, настоящего и прошедшего), что вполне допустимо в сюжетном рассказе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий