Лексика и грамматика



Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста 

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
-   - обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе;
-       - закрепление и уточнение словаря;
-    - активизация словаря – новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужном случае;
-       - устранение из речи детей нелитературных слов.
Прежде всего дети усваивают:
-   Бытовой словарь: название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
-       Природоведческий словарь: явления неживой природы, растений, животных;
-      Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
-    Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образование синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали), с помощью фразеологических сочетаний (нестись сломя голову), слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых ими явлений (ветхий – очень старый);
-        Лексику, обозначающую время, пространство, количество.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).

Методы и приемы словарной работы.
1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ видеофильмов, просмотр кинопередач.
2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.
Словесные игры и упражнения.
1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2."Что бывает?".  Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор.  Зимняя - ... одежда, рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
4."Общие слова".
1)Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...
2)Ребенку предлагается назвать одним словом: н; сосна, береза, клен - это...
5."Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н: ваза - роза - нарцисс - гвоздика
6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.
7. "Скажи наоборот".
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.
Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...
Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.
Наречия: далеко - ..., высоко - ...
8. "Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)
9."Большой - маленький".
Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчик и т.д.
10."Отгадай загадку".
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)
11. "Назови, какой...".
Образование прилагательных. Н: сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.
12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - ...
13. "Расскажи стихотворение".
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий