Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
- - обогащение словаря
новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также усвоение новых
значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе;
- - закрепление и
уточнение словаря;
- - активизация словаря –
новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети
привыкли употреблять их в нужном случае;
- - устранение из речи
детей нелитературных слов.
Прежде всего дети усваивают:
- Бытовой словарь:
название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов
туалета, пищи, помещений;
- Природоведческий
словарь: явления неживой природы, растений, животных;
- Обществоведческий
словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная
страна, национальные праздники, армия и др.);
- Эмоционально-оценочную
лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный,
радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова,
эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных
средств (голубушка, голосок), образование синонимов (пришли – приплелись,
засмеялись – захихикали), с помощью фразеологических сочетаний (нестись сломя
голову), слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка
определяемых ими явлений (ветхий – очень старый);
-
Лексику, обозначающую
время, пространство, количество.
В активном словаре детей должны быть не только названия
предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина,
вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных
предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные
обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).
Методы и приемы словарной работы.
1. Методы накопления содержания детской речи (методы
ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и
обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые
прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с
малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ видеофильмов, просмотр кинопередач.
2. Методы для закрепления и активизации словаря:
рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,
дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические
(словарные) упражнения.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в
концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.
Словесные игры и упражнения.
1. "Слово на ладошке". Назвать слова,
которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2."Что бывает?". Подобрать к
прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда,
рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития
четкой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
4."Общие слова".
1)Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц...,
овощи..., одежду...
2)Ребенку предлагается назвать одним словом: н; сосна,
береза, клен - это...
5."Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н: ваза - роза - нарцисс - гвоздика
6."Посчитай". Считаем все, что можно
посчитать. Н: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два
красных яблока... пять красных яблок и т.д.
7. "Скажи наоборот".
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает
"слово наоборот".
Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод
- ..., север - ... и т.п.
Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...
Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый -
... и т.п.
Наречия: далеко - ..., высоко - ...
8. "Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук,
сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н: "назови фрукт,
название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)
9."Большой - маленький".
Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка -
ложечка, стул - стульчик и т.д.
10."Отгадай загадку".
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям
отгадывать их как можно чаще.
Н: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке
колобок. Что это?" (репка)
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ,
растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат.
(помидор)
11. "Назови, какой...".
Образование прилагательных. Н: сок сделан из яблок,
значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.
12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба -
... Огурец - овощ, ромашка - ...
13. "Расскажи стихотворение".
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и
мышление.
14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки,
беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по
сказкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий